HR-менеджмент: Как мотивировать сотрудников, не повышая заработную плату?

HR-менеджмент: Как мотивировать сотрудников, не повышая заработную плату?

Повышать заработную плату, премировать, хвалить – как мотивировать сотрудников на эффективную работу? Эксперты считают, что материальные стимулы сегодня являются малоэфективным и дорогостоящим методом. Денежные поощрения и всевозможные социальные пакеты остались в прошлом веке и работают только вместе с нематериальными способами. Так как же прогрессивные руководители компаний мотивируют сотрудников на добросовестную работу? 

 

Как считает сотрудник рекрутингового агентства Luxoft Personnel Алена Дараган, нематериальные методы поощрения сотрудников постепенно выходят за рамки классического набора − вручение наград, дипломов, медалей или предоставления дополнительных выходных дней, − и становятся важнее материальных стимулов. Предприятия конкурируют друг с другом в разнообразии способов повышения лояльности персонала. Факторы, которые были важны при выборе места работы несколько лет назад, уже не работают — чтобы привлечь и удержать действительно ценные кадры, компаниям приходится проявлять чудеса изобретательности. Если раньше предоставление сотрудникам медицинской страховки было значимым фактором, то сейчас сложно найти компанию, которая ее не предоставляет. То же самое можно сказать о комфортном офисе и корпоративных мероприятиях — для крупных организаций это уже давно считается обязательной программой.

 

 

По мнению директора кадрового агентства «Юнити» Оксаны Самохиной, нематериальная мотивация сотрудников на сегодняшний день является одним из самых мощных инструментов управления. Примеров нематериальной мотивации персонала масса — возможность обучения и получения новых навыков, перспектива карьерного роста, чувство причастности к миссии предприятия, гордость за успехи компании, присутствие вызова и наличие возможности самовыражения на работе, гибкий график. При этом нельзя забывать и о финансах — материальная мотивация обязательно должна присутствовать, но только вкупе с нематериальными стимулами.

 

Одна из самых распространенных ошибок российских компаний — отсутствие четких задач и целей. Это порождает отсутствие концентрации на достижение результата, сотрудники просто не понимают критерии собственной результативности. 

 

Поговорим о льготах. Помимо фиксированного оклада многие компании предлагают сотрудникам соцпакет. В большинстве случаях это фиксированный льготный набор. При этом работник может отказаться от социальных гарантий, которые не планирует использовать, но денежной компенсации при этом не получает. Предприятие не компенсирует стоимость неиспользованных льгот и не предлагает никакого аналога. Некоторые прогрессивные руководители уже начали предлагать различные соцпакеты,а также денежные возмещения в случае отказа от них. 

 

Но что делать, если бюджет компании ограничен? Создайте максимально комфортные условия работы. Сотрудник должен настолько гармонично чувствовать себя в офисе, что у него просто не появятся мысли о смене работодателя. Не ограничивайте свободу, предоставьте возможность работникам самостоятельно формировать свой график. Хронические недосыпания персонала не могут привести к эффективности работы компании, если функционал сотрудника позволяет — предоставьте ему возможность работать дома. Сотрудник будет безмерно благодарен вам за такую возможность, а компания сократит издержки за счет снижения офисных затрат.

 

В перспективе тренд «стирания границ» между работой и домом станет все более актуальным. Место работы постепенно будет превращаться в некую «замкнутую систему», охватывающую все сферы жизни сотрудника — отдых, хобби, отношения, финансы, здоровье и прочее. Эксперты считают, что в ближайшем будущем конкуренцию на рынке труда будут выигрывать предприятия, которые предоставляют максимальную свободу действий во всех сферах жизни «без отрыва от производства».

 

 

Cтатья переведена специально для учебно-тренингового центра «Аякс»